Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Черниговский Региональный Ланос Клуб

Мая 07, 2024, 01:52:16 01:52
Новости:

Автор Тема: Бензин пойдет в обход  (Прочитано 3577 раз)

Оффлайн Alexgmm

  • Администратор
  • Абориген
  • *
  • Сообщений: 403
  • Карма +0/-0
  • автомобиля нет! велик с круизом!

Бензин пойдет в обход
« : Июля 04, 2011, 15:52:32 15:52 »
Несмотря на акцизное послабление, продавцы бензина во втором квартале увеличили розничную цену топлива на 1,3–3,8%. И лишь удешевление нефти заставило бензоторговцев в конце июня снизить цены на символический процент

Нефть на мировом рынке стала дешевле, акцизы вернулись на прежний уровень, а бензин в Украине продолжает дорожать. Эксперты объясняют этот парадокс дефицитом топлива вследствие его экспорта в соседние страны, а еще желанием бензоторговцев получить хороший заработок в дни массовых летних отпусков сограждан.

По итогам второго квартала нефть Urals упала в цене на 7,9%, до 103 долларов за баррель, Brent — до 108 долларов за баррель, что на 7,2% меньше, чем три месяца назад. Изначально ее удешевление было обусловлено наметившимся укреплением доллара и опасением сокращения спроса на энергоносители в случае новой волны общемировой рецессии. Впрочем, военные действия в Ливии, революционные всплески в странах арабского Востока, как и далеко не единодушное решение картеля ОПЕК не повышать уровень добычи нефти, позволяли котировкам периодически подскакивать. Но 23 июня Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило об использовании своих стратегических резервов топлива с целью корректировки мировых цен. Страны-члены МЭА намерены выделить 60 млн баррелей (по два миллиона баррелей в день в течение 30 дней). В частности, США пообещали предоставить половину указанного объема. Всё это создало новые предпосылки для дальнейшего удешевления нефти.

Руководствуясь этим, экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабинете министров в конце июня снизила предельную рекомендуемую цену бензина марки А-95 на один процент (на 10 копеек за литр) — до 9,90 гривни, а дизельного топлива — до 9,50 грн/л. Правда, сегодня редко какая заправка готова продавать литр высокооктана дешевле десяти гривен. «Когда людям нечем торговать, то не на что и цены опускать», — замечает генеральный директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Подготовка плацдармов

Сети АЗС, в которые обратился «Эксперт», осторожно подтверждают наличие дефицита. «В настоящий момент у нас в сети нехватки нет, но в Украине действительно топливо купить стало сложнее», — говорит финансовый директор сети КЛО Игорь Чернявский. Ему вторит генеральный директор компании «Континиум» (заправки WOG) Сергей Корецкий: «Наша сеть дефицита не ощущает, потому что уже есть заключенные контракты, но сейчас найти на рынке высокооктановое топливо трудно». По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, запасы бензина на складах украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по состоянию на 20 июня составили 34,5 тыс. тонн, что является минимальным уровнем за последние два года. По сведениям «Консалтинговой группы А-95», это в три раза меньше среднего уровня запасов с начала 2011-го.

Куюн уверен, что причина значительного сокращения запасов — массовый экспорт бензинов А-92 и А-95 в Россию. Так, по информации Гостаможслужбы, Лисичанский НПЗ (принадлежит компании ТНК-ВР) в мае нынешнего года вывез 89,6 тыс. тонн бензина А-92 и 10,9 тыс. тонн бензина А-95. Это составляет 75% от произведенного этим НПЗ в мае объема бензина. «Только диверсифицированная система обеспечения рынка Украины нефтепродуктами — развитого собственного производства и импорта — позволила избежать российского сценария топливного кризиса с исчезновением бензина на АЗС», — подчеркнул Сергей Куюн в интервью «Эксперту».

Со своей стороны, компания ТНК-ВР отмечает, что вывозила бензин в РФ в рамках давальческой переработки российской нефти, а не в режиме экспорта. Якобы эта схема дает возможность загружать производственные мощности, которые из-за увеличения доли импорта на украинском рынке (следствие отмены в 2005-м пошлин на ввоз нефтепродуктов) простаивали бы на 70–80%. В ТНК-ВР считают, что кризис в экономике Беларуси, девальвация тамошней национальной валюты и введение Минском ограничений на экспорт топлива обусловили резкое сокращение поставок высокооктанового бензина на украинский рынок. И действительно — в мае по сравнению с апрелем объемы поставок топлива А-95 из Беларуси в Украину уменьшились в 16,5 раза (до 1625 тонн). Ситуация осложняется остановкой 1 мая на двухмесячный ремонт крупнейшего завода этой страны — Мозырского (см. «Не в Беларуси счастье»). «В связи с нехваткой белорусского ресурса многие трейдеры переориентировались на поставки более дорогих нефтепродуктов с юга Европы, и их желание сохранить привычный уровень маржи за счет повышения цены на внутреннем рынке вполне понятно», — утверждают в ТНК-ВР.

А вот президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук уверен, что ТНК-ВР выполняла распоряжение головного офиса по ликвидации дефицита топлива, возникшего в РФ, пожертвовав нуждами украинских потребителей.

Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев уверяет, что масштабы дефицита преувеличиваются. «Основные запасы нефтепродуктов хранятся не на НПЗ, а на нефтебазах и АЗС. Сейчас в резерве около 200 тыс. тонн бензина, чего хватит на две декады», — говорит аналитик. По его словам, из-за летней жары нельзя делать большие запасы топлива — высок процент испарения, до десяти процентов за несколько суток, поэтому нефтетрейдеры вынуждены работать «с колес». Это обстоятельство и вызвало небольшую панику на рынке.

Скорее всего, эта пикировка является отражением очередного этапа борьбы за восстановление ввозных пошлин. Месяц назад ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» обратилась в Окружной админсуд Киева с просьбой признать противоправными действия Межведомственной комиссии международной торговли (МКМТ), касающиеся проведения спецрасследования в отношении ввоза в страну отдельных видов нефтепродуктов (см. «Бензин бензину — волк»). На прошлой неделе суд отклонил ходатайство ассоциации. Расследование было инициировано по просьбе отечественных нефтепереработчиков в январе нынешнего года. «Мы ждем окончания спецрасследования МКМТ и рассчитываем на то, что меры по защите внутреннего рынка будут приняты», — заявил недавно исполнительный директор ООО «ТНК-ВР Коммерс» Феликс Лунев.

Символическая уступка

 
После появления рекомендаций ЭАГ некоторые игроки рынка прислушались к ним и снизили цены на топливо на несколько символических копеек. Пересмотр ценников состоялся в пределах одного процента.

При этом бензин продается сегодня дороже на 17–19%, нежели в феврале, когда мировые цены на нефть были такими же, как сейчас. В частности, популярный А-95 в конце зимы можно было купить по 8,80 грн/л, а дизтопливо — по 8,20 грн/л. «Установленная ЭАГ цена пока не является экономически обоснованной. При существующих ценах на опт и с учетом пятипроцентной розничной наценки отечественный бензин должен стоить около 10,60 гривни за литр, а импортного производителя — 10,20 гривни», — утверждает Рябцев.

Впрочем, о ценах на уровне 10,50–10,60 гривни за литр как экономически приемлемых для ведущих сетей АЗС аналитики рынка говорили еще в дни стремительного весеннего подорожания топлива. Тогда они поясняли, что операторы рынка торгуют в лучшем случае в «ноль» (см. «Полный бак цифр»). Но мировые цены на нефть упали. А значит, розничные цены на импортное топливо А-95 — с учетом того, что нефть занимает около 60% себестоимости — должны были снизиться минимум на четыре процента, то есть хотя бы до 10,15 грн/л. Тем не менее ни одна из ведущих сетей, торгующих импортным бензином (WOG, ОККО, «ЛУКойл-Украина»), таких цен сегодня не предлагает. Работает классический экономический принцип — на повышение цен торговцы идут гораздо охотнее, нежели на их уменьшение, ведь психологически потребитель может быть доволен уже тем, что цены на стелах более не растут (локальные изменения на пять копеек — не в счет).

 
А еще операторы рынка ждут решения властей по акцизной политике. В апреле Верховная Рада поддержала кабминовский законопроект о временном снижении акциза на бензины на 50 евро за тонну, на дизельное топливо — на 20–30 евро/т. Это решение действует до 1 августа и было призвано уменьшить цены на бензин в рознице, по признанию первого замминистра финансов Анатолия Мярковского, примерно на 50 копеек на литре. «В случае возвращения прежней ставки акциза повышение цены, вероятно, будет нивелировано падением котировок на мировых рынках», — заключает Игорь Чернявский. Правда, Минэнергоугля обещало поспособствовать пролонгации срока действия сниженных ставок.

Наибольшее влияние на рынок окажет возобновление поставок белорусских нефтепродуктов: ремонт Мозырского НПЗ подошел к концу. Белорусы сегодня остро нуждаются в валютной выручке и будут насыщать рынки соседних государств своим топливом. Прекращение дефицита обернется небольшим уменьшением цен на украинских заправках. Но пока нет оснований рассчитывать даже на то, что литр «неразбодяженного» «девяносто пятого» можно будет купить дешевле десяти гривен. Операторы украинского рынка и дальше будут удерживать цены на уровне выше «ценовых коридоров», установленных ЭАГ. Вместо рядового А-95 они станут предлагать бензин с префиксами «премиум» и «евро», причем на пять-десять процентов дороже.
Источник : http://www.economica.com.ua/