Сен 22 2010

Бой с тенью. На дорогах Украины идет война

Автор: | 19:24 | В рубриках Новости,Статьи

Кто не в курсе – на дорогах Украины нынче идет война. Водители, вооружившись всевозможными средствами видеофиксации, усиленно изучают противоречивое законодательство, чтобы при случае устроить ликбез для сотрудников Государственной автомобильной инспекции. Да-да, прямо не выходя из машины. Результаты публикуются в интернете и имеют доселе невиданные последствия.

Все началось еще во времена резкого повышения штрафов, когда лишний км/ч, показанный доблестным сотрудником ГАИ на своих чудо-приборах, причем даже без вашего непосредственного участия, мог оставить вас без обеда на две последующих недели. История начавшегося противостояния в виде верениц судебных разбирательств, доказывающих противозаконность действий дорожной милиции, еще ждет своего летописца. Однако еще долгое время представители оной считали, что это такая игра. Причем в «одну калитку», в которой у них есть неоспоримое преимущество в виде погонов, круговой порукикорпоративной солидарности и необходимости регулярного прохождения техосмотра.

Собственно, так и было вплоть до нынешнего лета, когда целому ряду работников жезла за свои противозаконные, а зачастую и просто тупые действия довелось ответить не в виртуальном пространстве и даже не в суде (который большинство гаишников игнорируют), а вполне конкретно. Причем в некоторых регионах ситуация начала обретать массовый характер.

ГАИ в долгу не осталось и поспешило нанести злобным водилам, не желающим мириться с беспределом на дорогах, ответный удар. Правда, ввиду специфики данной структуры, получилось это весьма своеобразно. Сначала втихую были закуплены некие цифровые видеокамеры и диктофоны, чтобы значит тоже снимать самоуправство, чинимое автолюбителями над бесправными гаишниками. Втихую, потому что известно об этом стало только благодаря двум сюжетам на телевидении (здесь и здесь), снятым по горячим следам летних увольнений. Что это за камеры, и сколько они стоят – доподлинно неизвестно (в сюжете ICTV показаны Samsung SMX-C24 стоимостью 2298 грн.). В годовых планах госзакупок на 2010 г. таковые не значатся.

Юридическая сторона таких съемок также вызывает вопросы, так как может нарушать право человека, находящегося в своем автомобиле, на неприкосновенность частной жизни. Ну, да ладно, возражать уже никто не стал, так как, по общему признанию, открытость процесса автоматически снижает уровень коррупции. Так ведь что-то не видно разоблачительных видео в исполнении операторов-дпсников. Более того, и камер этих в реальных условиях, похоже, никто еще не видел.

И вот на днях Департамент ГАИ МВД разродился новой (на самом деле, не такая уж она и новая) инициативой. «Мы уже проводим тендер и начали закупку специального оборудования для проверки автомобилей на предмет тонирования. После этого инспекторы ГАИ начнут проверку транспортных средств и будут оформляться соответствующие протоколы», — рассказал главный гаишник Украины Валерий Лозовой, добавив, что в случае выявления тонирования машины водители будут платить штраф в размере 340-425 грн.

Любопытно, что это заявление было сделано спустя две недели после интервью Министра внутренних дел Анатолия Могилёва, в котором он пообещал в двухнедельный срок растонировать все машины Госавтоинспекции (кстати, приказ этот в основном до сих пор остается проигнорированным). Так что активное автомобильное сообщество расценило данный шаг не иначе, как очередной контрудар в войне дорожной милиции с автомобилистами. При этом, по обыкновению, никаких деталей тендера г-н Лозовой раскрывать не стал, в то время как в разделе «Объявления проведения процедур закупок» на официальном сайте ведомства ни о каких приборах, измеряющих степень тонированности стекол, речи не идет.

Между тем, полная несостоятельность этих приборов уже сейчас не менее очевидна, как и то, что они таки будут закуплены. Ибо подобного «высокотехнологического» барахла в «закромах родины» скопилось немало. Кто-то еще помнит мегаалкотестеры «Драгер 6810» по цене 20 тыс. грн./шт., активно рекламируемые в начале года (кому посчастливилось поиметь дело с этим чудом немецкой техники, миновав унылую поездку в соответствующее медицинское учреждение, пишите на редакционную почту, обещаем приложить к тексту на принципах объективности)? Ничего, еще вспомните. Во всяком случае, если верить все тому же тендерному разделу, до конца года планируется закупить еще 148 комплектов этого чуда. Как они будут использоваться, неизвестно, учитывая, что всякие измерительные приборы такого рода должны пройти необходимую сертификацию и упоминаться в соответствующих инструкциях (то же, кстати, касается и упомянутых выше видеокамер), но почти 3 млн. грн. за это придется выложить. Причем из нашего с вами кармана, нужно заметить.

Утихла и шумиха вокруг новомодных американских приборов для измерения скорости TruCAM, призванных прийти на помощь откровенно проштрафившимся (во всех смыслах) ВИЗИРам. Последние, кстати, в свое время были закуплены и промотированы с не меньшей помпой. На поверку же оказались, мягко говоря, несовершенными, и вообще – прошли сертификацию и были внесены в соответствующий перечень технических средств лишь спустя полтора года активного использования. Между тем, только в 2008 г. на это дело было потрачено более 6 млн. грн..

Однако вернемся к вопросу об измерениях степени затемненности стекол транспортного средства и неизбежному наказанию за это страшное преступление. Штука в том, что в Украине тонирование не запрещено. Согласно нормативу, лобовое стекло должно пропускать не менее 75% световых лучей, а боковые передние стекла — не меньше 70% света. Остальные же и вовсе можно затемнять хоть «в ноль». Следовательно, наложить штраф за сам факт наличия темных стекол нельзя. Определить степень затемнения «на глаз» тоже не получится, если, конечно, вы не привыкли во всем полагаться на личное мнение сотрудников ГАИ.

Дело в том, что для корректного измерения этого показателя должны быть соблюдены четкие условия по температуре, атмосферному давлению, влажности воздуха, толщине и изогнутости стекла на месте проверки. Понятно, что выполнить все это где-нибудь на трассе между Ульяновкой и Кривым Озером жарким летом, снежной зимой или дождливым межсезоньем не представляется возможным. Для этого Законом «О дорожном движении» предусмотрен регулярный технический осмотр транспортных средств, порядок прохождения которого, в свою очередь, определяется Постановлением Кабинета Министров №606 и проводится для большинства автолюбителей раз в два года, о чем выдается соответствующий талон. Других способов проверки необходимого уровня затемненности стекол на данный момент в украинском законодательстве не существует, поэтому любой штраф, наложенный за такое «правонарушение», будь то 340 или 425 грн. может и будет оспорен в суде как противозаконный. И исход разбирательства будет совершенно однозначным.

В общем, исход всей этой истории с закупкой тонометров, модель и стоимость которых пока не указывается, будет такой же, как у ВИЗИРов и пресловутых «писем счастья»: километры исковых заявлений, отмен наложенных штрафов и тихий уход на покой с последующей закупкой новых, более дорогих крутых и «правильных» средств.

P.S. То, что Государственная автомобильная инспекция в Украине существует совсем не для того, чтобы регулировать и делать безопаснее дорожное движение, ни для кого не является секретом. Уже даже для депутатов http://roadcontrol.org.ua/node/761. Да и сам Министр внутренних дел не так давно заявил, что функция ГАИ – «фиксировать нарушения», а не предотвращать их. Наиболее яркий и циничный пример украинские автомобилисты вот уже несколько месяцев могут наблюдать на трассе Киев-Одесса, где с середины мая и до сих пор идет полномасштабный ремонт дорожного покрытия, в связи с чем в нескольких местах четыре полосы сужаются до двух – по одной в каждую сторону. На ремонтируемых участках сотрудников инспекции, которые бы регулировали движение, отсекали умников, которые выезжают на встречную (единственную!) полосу или прямо на строящуюся часть трассы, создавая потом километровые пробки в месте сужения, днем с огнем не сыщешь. В том же редком случае (по моим заметкам в одном из семи), когда они там присутствуют, то ни о какой регулировке движения речи не идет. Нарушителей останавливают в хаотическом порядке, одного из пары-тройки десятков, причем прямо посреди технологической полосы, где они создают дополнительное но препятствие! В то же время ваш покорный слуга лично наблюдал здесь в разные дни два серьезных ДТП с человеческими жертвами. Доблестные сотрудники в это время предпочитают стоять в 50 километрах далее по курсу и тормозить всех подряд за… езду в левом ряду. Что ж, теперь у них появится еще один замечательный повод.

Василий Тепляков, «Фраза»

Отзывов пока нет

Адрес для трекбека | Комментарии RSS

Оставьте отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.