Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Черниговский Региональный Ланос Клуб

Апреля 28, 2024, 14:31:30 14:31
Новости:

Автор Тема: Бензиновая западня  (Прочитано 2535 раз)

Оффлайн Alexgmm

  • Администратор
  • Абориген
  • *
  • Сообщений: 403
  • Карма +0/-0
  • автомобиля нет! велик с круизом!

Бензиновая западня
« : Февраля 19, 2011, 16:38:23 16:38 »
После двухмесячного марафона цены на горючее притормозили рост. Однако перспектива нерадостная: в дальнейшем подорожание ожидается в любом случае. Виновна в этом целая цепочка событий, корпоративные интересы, нерасторопность властей, странности нашей судебной системы, рост мировых цен на нефть, события в Египте... Список можно продолжать еще долго, но ситуацию это не прояснит. Тем временем автовладельцы гадают, остановится ли цена у отметки один евро за литр или пойдет дальше.

Когда за сутки цена бензина на стеле у АЗС прибавляет сразу 10 копеек, становится как-то не по себе. А то, что некогда далекий барьер в 9 грн для самого популярного бензина А-95 вот-вот будет взят, и вовсе повергает в уныние. Особенно когда становится понятно, что нынешнее ценовое затишье хлипкое и временное, и сдерживать цены дальше одними уговорами властям не удастся.

До 15 февраля трейдеры выдерживали достигнутые ранее договоренности и не выпускали «девяносто пятый» за пределы 9 грн. Что будет дальше, увидим уже к моменту выхода этого номера журнала – ситуация на топливном рынке, к сожалению, может измениться очень резко. Кроме того, 17 февраля на открытом заседании Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» представители крупнейших топливных компаний рассмотрят основные сценарии поведения цен и качества топлива, а также обсудят и утвердят обращение к органам власти касательно развития рынка и отрасли.

Скорее всего, оно будет довольно резким – таковы сегодняшние реалии. Ведь мы имеем очередной конфликт интересов, в котором схлестнулись представители нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), импортеры, торговцы и власть.

Кто виноват

Поскольку причин, подтолкнувших топливные цены вверх, действительно много, попробуем их сгруппировать. Итак, к объективно украинским факторам отнесем повышение акцизов на бензин с нового года со €132 до €182 за тонну, на дизельное топливо – с €30–65 до €42–90 за тонну. По оценке экспертов, это добавит порядка 50 коп. на каждый литр. Причем это совпало с объективно мировой тенденцией: заметно подорожала нефть, преодолев планку в $100 за баррель. И поскольку Украина на 90% зависит от импортной нефти и нефтепродуктов, это не могло не отразиться на наших внутренних ценах.

А здесь уже начинаются субъективные факторы. Во-первых, почти все участники рынка накануне введения акцизов плотно затоварились нефтепродуктами по старым ценам. Но кто же будет ждать, пока они иссякнут? Во-вторых, по словам директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, от поставок нефти до ее переработки и продажи готовой продукции проходит около 30 дней. Так что нефтеперерабатывающие заводы неплохо заработали, закупая нефть по $80–90 за баррель, а продав горючее, исходя из стоимости сырья более $100 баррель. Теперь же, закупив дорогую нефть, НПЗ вряд ли захотят снижать цены на свою продукцию.

Вернемся к объективным факторам, среди которых значительные объемы импорта горючего. По оценкам участников рынка, десяток зарубежных НПЗ обеспечивает 30–40% украинского рынка. Причем это заводы не только ближайших стран Европы, но и стран ЕЭП – Беларуси, России и Казахстана. К тому же доля последних за прошлый год возросла до 68% от всех импортных поставок топлива.

Владельцы отечественных НПЗ усмотрели в этом угрозу для всего украинского рынка: мол, на заводы стран ЕЭП будет поступать российская нефть без уплаты экспортной пошлины (которая сохранится для поставок нефти в Украину). Тогда они получат ценовое преимущество перед произведенной у нас продукцией. А это уже непорядок, ущемление отечественного производителя, которого нужно немедленно защитить от засилья дешевого импорта. Например, ввести заградительную пошлину на поставки горючего из-за рубежа. И чиновники Минэнергоугля уже неоднократно заявляли, что намерены инициировать такие пошлины: они могут составить €80 за тонну на импорт дизельного топлива и €130 за тонну на импорт другого горючего. Но при этом делить импортеров на страны ЕЭП и остальные никто не собирался, и пошлину если введут, то для всех. Украинские НПЗ считают, что пошлины позволят им увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.

Тут уже не выдержали крупные импортеры, работающие с европейскими НПЗ и ввозящие премиальные марки бензинов, которые у нас попросту еще не научились делать. Ведь у их поставщиков никаких преференций нет, и горючее они закупают по мировым ценам. Понятно, что введение импортных пошлин отодвинет продукцию этого сегмента в разряд мегапремиальных и может практически похоронить их бизнес. Ведь тогда цены прыгнут даже выше планки «евро за литр». Однако объяснять, зачем облагать дополнительными сборами бензины евростандартов, которые у нас даже не выпускаются, никто не стал.

Выгодная путаница

Поскольку украинский рынок нефтепереработки и реализации горючего по непрозрачности может посоревноваться разве что с газовым, нестыковок и откровенных нонсенсов на нем огромное количество. Из-за этого возникают разногласия в цифрах, мнениях, что в итоге приводит к непонятным действиям и таким же результатам.

Вот выступил на заседании Кабмина премьер Николай Азаров и заявил, что отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы пагубно сказалась на рынке: мол, она привела к его монополизации, поскольку доля импортеров достигла 60% (интересно, откуда у него такая цифра, – авт.), что позволило им ввести «ценовой диктат» и увеличить стоимость горючего практически до европейского уровня.

Или вот представители НПЗ начали заявлять, что именно они сохраняют стабильность и сдерживают цены на рынке. Хотя де-факто прайсы крупных заводов растут с пугающим постоянством практически еженедельно. На самом деле производители реализуют свою продукцию на принципах импортного паритета, стараясь не слишком отличаться в цене от привозного топлива – действительно, почему кто-то должен зарабатывать, а они – нет?

Кстати, что мешало их собственникам модернизировать предприятия до сих пор, остается загадкой. За 10 лет самые большие средства на модернизацию украинского нефтезавода потратила ТНК-ВР – $500 млн. При этом в обновление НПЗ «Мажейкю нафта» в Литве или в НПЗ в белорусском Мозыре за этот же период вложено более чем по одному миллиарду долларов в каждый. Вот и получается, что даже в соседних странах глубина переработки нефти на НПЗ составляет от 85% до 96%, в то время как на украинских – в среднем около 70%. И когда в Европе начинают вводить стандарты Евро-6, наши заводы пока не могут производить продукцию, полностью отвечающую нормам Евро-4. Поэтому и переплачивают владельцы дорогих автомобилей за премиальный импортный бензин, не будучи готовыми экономить на горючем за счет техсостояния авто.

А если уж все называть своими именами, то больше всего сейчас шумят представители заводов, которые принадлежат российским компаниям – не исключено, что им просто не хочется уступить часть украинского рынка белорусам или казахам. Да и в диалоге с властями они уже переходят к элементам шантажа: мол, если ситуация с ведением нефтеперерабатывающего бизнеса не улучшится (читай, если пошлины не будут введены), совет директоров ТНК-ВР разрешил руководству завода остановить работу уже в I квартале нынешнего года. К слову, их коллеги из компании «Лукойл» остановили Одесский НПЗ еще осенью и сейчас намекают, что пуск переработки может быть ускорен с введением импортных пошлин.

Кстати, Минфин, по словам президента Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, в ответе на запрос ассоциации сообщил, что Минэнергоугля в своем обращении не привело оснований для введения пошлин. При этом фактические официальные данные свидетельствуют об отсутствии негативного влияния импорта на отечественного производителя.

Куда ползем

«Бензиновым вопросом» сегодня вплотную заняты уже три структуры. По факту резкого повышения цен ситуацию изучает Антимонопольный комитет, который традиционно подключают в таких случаях. Правда, оглашение результатов его расследования уже несколько раз откладывали.

Также к сдерживанию цен подключили и Налоговую, которая запросила у операторов рынка информацию как о составляющих цены, так и о ее еженедельных колебаниях.

Тем временем Межведомственная комиссия по международной торговле расследуют ситуацию с импортом нефтепродуктов, ее вердикт ожидают к 10 марта. Именно она может принять решение о введении пресловутых импортных пошлин, которые, по оценкам участников рынка, прибавят к нынешним ценам еще 1,3 грн за литр бензина и порядка 80 коп. за литр дизтоплива.

Лоббирование введения пошлин на импортное топливо преследует две цели, считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. «Во-первых, повысить вообще стоимость топлива в Украине. Если импортеры поднимут цены на своих заправках, то опыт показывает, что автоматически поднимут свои цены и два крупных работающих НПЗ – Кременчугский и Лисичанский. Поэтому защитники отечественных НПЗ с радостью ждут введения пошлин, чтобы получить дополнительный заработок. Во-вторых, уменьшить «зависимость» Украины от дешевого и качественного топлива Мозырского НПЗ, аргументируя необходимостью поддержать отечественную нефтепереработку. Это правильно, но возникает вопрос, почему это должно осуществляться фактически за счет рядового автовладельца?» – отметил он. В то же время крупным сетям придется увеличивать закупку менее качественного топлива на «Укртатнафте» и «Линосе», поскольку власть будет заставлять сети сдерживать цены, а более качественный импорт станет существенно дороже. При этом у предприятий появится больше рычагов влияния на рынок в целом. Как прогнозирует г-н Корольчук, возможно и внедрение другого механизма для снижения объемов импорта топлива, но наиболее вероятно, что в выигрыше все-таки окажутся собственники НПЗ, но никак не потребители.

Кроме того, существенное подорожание горючего уже отражается на всех ценах – транспортные издержки закладываются в стоимость товаров, транспортники заговорили о повышении платы за проезд. А вскоре начнется посевная, для которой аграрии будут закупать топливо уже по новым ценам. В итоге хоть бензин в индексе инфляции и занимает малую долю, но мультипликационный эффект от его подорожания нам придется расхлебывать еще долго.

Юрий Сколоздра
Источник : http://minprom.ua/